О программе
Международная образовательная программа магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО разработана ведущими специалистами Creative Lighting Department (CLD ITMO University). Спустя всего два года с момента основания CLD ITMO University вошла в топ-5 номинантов категории Award for Education, по версии авторитетной премии глобальной конвенции светодизайнеров PLDC 2017. Спустя еще два года международное профессиональное сообщество вновь подтвердило интерес к развитию творческих и ориентированных на человека образовательных проектов Университета ИТМО: вуз успешно дебютировал в предметной области "Art&Design" глобального рейтинга QS World University Ranking by Subject 2019, заняв 1-е место в России и 151-е место в мире.
Паспорт программы
Языки обучения:
ENG Английский
Форма обучения:
Очная, 2 года
ВАРИАНТЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ГРАЖДАН РОССИИ
Перезачет результатов итоговой государственной аттестации
Конкурс докладов «Конгресс молодых ученых»
Медалист/победитель "Я-профессионал"
зимняя школа олимпиады "Я-профессионал"
Вступительный экзамен
Конкурс портфолио "Световой дизайн"
Дистанционный экзамен
ВАРИАНТЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Вступительный экзамен
Конкурс портфолио
Дистанционный экзамен
Дни дистанционных экзаменов для иностранных граждан:
18 и 19 Февраля
17 и 18 Марта
21 и 22 Апреля
26 и 27 Мая
29 и 30 Июня
Единственная в России
Программа создана для креативных искателей новых форм и инструментов работы со средой в исследовательской и практической деятельности. Она одинаково полезна выпускникам и практикующим специалистам, которым интересна профессиональная трансформация в области средового дизайна и дизайна архитектурной среды, интерактивных и световых технологий. Трансформация — именно это слово определяет сегодня наше развитие и проекты, которые делаем мы вместе с нашими магистрантами, городом, индустрией и международными вузами-партнерами в культурной столице России — Санкт-Петербурге. Трансформация подходов к современному образованию, трансформация городской среды, трансформация социально-общественной жизни и общественных пространств. Вот три ключевых направления, которые мы исследуем и предлагаем в своих решениях, ориентированных на человека и вызовы времени.
Фокус на качество проектных решений
Образовательная программа «Световой дизайн» направлена на стимуляцию новых идей, развитие авторской ответственности и управленческих компетенций. Здесь студенты развивают образное мышление, учатся проблемно-ориентированному подходу в проектной деятельности, пользуются современными методами и инструментами аналитики и дизайн-прогнозирования. Это значит, что мы учим комплексно работать с реальной средой и объективно обосновывать выбор собственного решения. В дополнение к основной программе магистранты посещают лекции, конференции и семинары с участием приглашенных российских и зарубежных ученых, исследователей и практиков в сфере светового дизайна и смежных профессиональных направлений — архитектуры, дизайна, световых и компьютерных технологий. Так, студенты расширяют границы знаний и параллельно осваивают нетворкинг — важный инструмент в руках современного светодизайнера для работы в России и за ее пределами как на фрилансе, так и в штате компании. Среди приглашенных лекторов в 2019 году — А. В. Ефимов, профессор МАРХИ, Г. Н. Лола, профессор СПбГУ, Н. И. Щепетков, профессор МАРХИ, Янг Бай, научный сотрудник University of Oulu, О. Г. Тихомирова, канд. экон. наук, Университет ИТМО.
Практика и стажировки
Студенты с высокой успеваемостью имеют возможность принимать участие в международных летних школах, либо пройти стажировку или воспользоваться программами полугодовой академической мобильности в международных вузах-партнерах: Aalborg University (Denmark), University of Oulu (Finland), Tallinn University (Estonia), University of Wolverhampton (UK). Мы являемся организаторами конференции «Световой дизайн», на которой у студентов есть возможность познакомиться с руководителями ведущих международных компаний и пройти стажировку, как это сделала наша выпускница и светодизайнер Анастасия Давыдчик в известной компании Licht Kunst Licht AG.
Наработка портфолио
Еще во время обучения магистранты могут присоединяться к индустриальным и арт-проектам CLD ITMO University по рекомендациям преподавателей. В свободном доступе у всех студентов находятся производственная и студенческая лаборатории — здесь студенты макетируют и создают световые решения. Лучшие работы рекомендуются для участия в международных и всероссийских конкурсах. Все это в комплексе дает возможность начать профессиональную карьеру и создать качественное портфолио для дальнейшего трудоустройства в архитектурные студии, дизайн-бюро, светотехнические компании или студии интерактивных медиа. Ниже делимся примером курсового проекта первого семестра (дисциплина «Светомоделирование»). Преподаватель — И. С. Смилга. Приглашенные лекторы в 2018 году — М. А. Силкина и М. А. Соколова, МАРХИ.
Специализации
Образовательная программа и общеуниверситетские модули позволяют получить знания и компетенции как для работы по основному профилю, так и в рамках функционала креативного продюсера или руководителя направления solutions — развитие смарт-решений для улучшения качества световой среды городов. Выбрать профиль для дальнейшей работы помогают специализации: дизайн городской среды и дизайн интерактивной среды. Первая специализация ориентирована на работу с объектами городской среды (здания, парки, улицы). Фокус второй специализации направлен на работу с выставочными, музейными и сценическими пространствами. Выбор специализации проходит в начале первого курса. Обучение начинается с третьего семестра. Ниже делимся примером курсового проекта второго семестра (дисциплина «Проблемно-ориентированный подход в проектировании световых решений»). Преподаватель — Н. В. Быстрянцева.
Дипломные работы: направления исследований
Выпуск 2018 года показал рекордный результат: все магистранты получили оценки «отлично», большая часть проектов рекомендована на конкурс выпускных квалификационных работ среди выпускников Университета ИТМО. В работе экзаменационной комиссии принял участие главный инженер СПб ГУП «Ленсвет» В. И. Смирнов. К специфике компании была близка дипломная работа «Влияние коррелированной цветовой температуры на эмоциональное состояние человека» студента Романа Антонова. Он показал возможности мобильной ЭЭГ-гарнитуры для исследования психоэмоционального состояния человека. Другие проекты магистрантов Ольги Герасимовой и Марии Ершовой обратили внимание на важную социальную проблематику — развитие креативного мышления детей дошкольного возраста. Выпускники исследовали проблему детского межличностного общения и подкрепили теорию разработкой концепций детских интерактивных сред с применением световых технологий.
Комфорт и безопасность жителей города
Юлия Любакова и Дарья Филатова отразили актуальные проблемы воздействия природных форм на эмоциональное состояние человека и информационного освещения, влияющего на безопасность водителей города. Комфорту жителей городов посвящены проекты адаптивных систем для северных стран и жилых помещений дворцов-колодцев Валерии Лукинской и Дмитрия Чухина, доработавших дипломные работы на основе полученного в Aalborg University (Дания) опыта в области дневного освещения и параметрических систем.
Влияние света на человека
Четыре выпускника нашли свой профессиональный интерес в области разработки смарт-объектов и пространств, влияющих на человеческое сознание. Открыла этот блок магистрант Светлана Дегтярева выпускной работой «Применение сенсорных технологий для оценки эмоционального состояния человека» с акцентом на метод распознавания базовых эмоций с углублением в чувственную сенсорику человека. Другой проект, но уже с акцентом на энергоэффективные украшения, представила комиссии Валерия Молодовская на примере опытного образца с применением энергоэффективного материала KBNNO доктора Янг Бая, ученого Университета Оулу. Высокий уровень проведенных исследований и разработанные прототипы позволили студентам показать успех в применении выбранных подходов и стать участниками второго этапа международного конкурса студенческих докладов The Challenge 2018/2019 международной профессиональной конвенции светодизайнеров PLDC.
Свет и медиаискусство
Магистрант Дарья Чиримисина продолжила традиции экспериментального направления «нейротеатр» известного петербургского медиахудожника Юрия Дидевича. Студент создала собственный проект Aether, который уже успел завоевать внимание международного профессионального сообщества и стать победителем премии инновационного светового дизайна LIT Design Awards 2017. Также проект стал победителем российского гранта «Умник». Завершил данный блок и заседание государственной экспертной комиссии проект Кирилла Шамрицкого по разработке лазерной проекционной системы для снижения стресса на основе методики работы международного лазерного театра Lux Aeterna.