ru
Пресс-центр

Конференция «Световой дизайн 2019»: цифровое будущее городов и музеев

26 ноября 2019 lighting design lighting education высшая школа светового дизайна lighting design conference energy efficiency городские инновации дизайн будущего международная конференция световой дизайн

В Санкт-Петербурге завершилась пятая международная научно-практическая конференция «Световой дизайн», ставшая главным интеллектуальным событием России в области светового дизайна. Мероприятие является открытой дискуссионной платформой для представителей мира науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий, собирает ведущих российских и иностранных экспертов в области светового дизайна, архитектуры, мультимедиа культуры, световой инженерии, урбанистики и IT. Конференция «Световой дизайн» в 2019 году была организована совместно Государственным Эрмитажем, Университетом ИТМО и проектом «АРХКЛУБ».

Мероприятие проходило в северной столице в течение двух дней, 1 - 2 ноября, и собрало несколько сотен участников из разных регионов России и стран. В деловой программе приняли участие делегаты из Нидерландов, Финляндии, Эстонии, Казахстана и т.д. В фокусе обсуждений был человек как драйвер развития световой индустрии. 

«В этом году мы уделили внимание человеку — пользователю световой среды. Именно его сегодня за рубежом ставят во главу угла развития инновационных световых технологий и световой индустрии в целом. Наш город, как и Россия в целом, не стал исключением и также идет в сторону гуманизации световой среды и создания качественного комфортного освещения в общественных и жилых пространствах. Немаловажную роль играет здесь конференция «Световой дизайн» как международная платформа, объединяющая города, науку, образование и представителей профессионального междисциплинарного сообщества», – отмечает главный идеолог конференции, канд. архитектуры, доцент Университета ИТМО, руководитель международной проектно-исследовательской лаборатории и программы магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО (CLD ITMO University) Наталья Быстрянцева, за 13 лет работы реализовавшая более 80 проектов.

Торжественное открытие и первый день конференции прошли 1 ноября в Главном штабе Государственного Эрмитажа с участием заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа А.В. Богданова, председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.С. Бондарчука, ректора Университета ИТМО доктора технических наук, профессора В. Н. Васильева, генерального директора ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкой.

 

Умный свет в городах и музеях

Первый день конференции был посвящен теме развития умной световой среды в городах, музеях, галереях и других выставочных пространствах. Главными событиями дня стали панельные дискуссии «Комфортная световая среда в эпоху цифровизации», «Смарт-решения для жилых кварталов», «Сохранение идентичности музеев при трансформации экспозиций в цифровую эпоху. Инновационные методы vs традиции» с участием представителей органов власти, академического и профессионального сообществ. 

Как отметили участники панельной дискуссии «Комфортная световая среда в эпоху цифровизации», сегодня происходит массовая модернизация систем городского освещения в России. Города переходят на светодиодные источники света – только за последний год число таких светильников в целом по стране увеличилось на полмиллиона, апробируются технологии интеллектуального наружного освещения и светового дизайна, разрабатываются новые варианты архитектурной подсветки. Передовые города, такие как Москва, Петербург, Иваново и другие развивают собственные комплексные программы создания единой световой среды города. Один из ярких примеров – модернизация освещения Садового кольца в Москве.

В Петербурге СПб ГБУ «Ленсвет» совместно с Администрацией города работает над созданием масштабной цифровой модели наружного освещения, создаются экспериментальные площадки, где тестируются новые световые решения. Как сообщили в СПб ГБУ «Ленсвет», в 2020 году  в рамках программы  по созданию комфортной световой среды планируется установка в садах и парках световых смарт-опор с расширенным функционалом – дополнительным  информированием, аудио-сопровождением. 

Тестируется проект по воспроизведению проекций изображений известных петербуржцев на фасады домов. Для этого в оконных проемах исторических зданий вместо светодиодных светильников, которые обычно используют для художественной подсветки фасадов, устанавливается инновационное оборудование – проекторы, воспроизводящие изображения. В ближайшее время такая инсталляция может появиться на фасаде музея Достоевского. При этом слайды проекции будут нести информационную нагрузку и меняться на темы знаменитых произведений писателя.  В планах «Ленсвета» в будущем году запустить сразу несколько таких инсталляций. Так, например, на фасад здания КГИОП проецировать изображения архитекторов Петербурга. А на Новосмоленской набережной выводить световые проекции главных петербургских рек и каналов. В перспективе «экранами» для световых картин смогут стать петербургские брандмауэры, что создаст цифровой аналог граффити.

  

Смарт-освещение и интернет вещей

Один из драйверов развития умного света – это управляемые световые опоры. Как рассказал руководитель технического сопровождения  IoT службы вице-президента по инновациям B2B и IoT компании «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Экономов, оснащение таких опор контроллерами и гироскопом позволяет не только управлять их включением, выключением и яркостью из центра управления, но и получать обратную связь от умных световых устройств. Если, например, фонарь перестал светить на дорогу, или светильник не зажегся. Встроенные в них датчики температуры окружающей среды и температуры светодиода продлевают срок службы ламп. 

Пилотные проекты «умное городское освещение» уже реализуются компанией «ЭР-Телеком Холдинг» в Москве (микрорайон Марьино), в Петербурге (ул. Кораблестроителей), в Перми (улица Попова), в Омске и Иваново.  По данным управления ГИБДД Пермского края, после реализации проекта в 2018 году в Перми число ДТП в локации, где установлены умные светильники, снизилось на 50%. И не было зафиксировано ни одного ДТП, где погибли или пострадали люди. 

В перспективе, при изменении действующего законодательства, такие управляемые световые опоры могут иметь дополнительные функции. При подаче на них постоянного питания опоры можно оборудовать камерами наружного видеонаблюдения, контроля скорости, световыми табло, зарядками для телефонов и другими цифровыми устройствами, что открывает безграничные возможности для развития сети интернета вещей. 

Как рассказал Андрей Экономов, при реализации пилотных проектов умного освещения выяснилось, что расписание включения светильников не учитывает такие важные факторы, как естественную облачность, погодные условия и т.д.Поэтому компания заключила соглашение с университетом с ИТМО о проведении научно-исследовательской работы  по созданию интеллектуального умного расписания на основе комплекса математических прогнозных моделей и машинного обучения, результаты которого были озвучены на конференции.

 

Опыт Европы и специфика России

Обсуждался на конференции и опыт других стран по созданию умного освещения. Своим видением поделилась лектор и исследователь в финском Университете Оулу, руководитель инновационного проекта интеллектуального и адаптивного освещения как сервисной платформы для инновационных городов “SenCity”, протестированного в шести городах Финляндии, Хенрика Пихлаяниеми. Она рассказала, что практически каждый горожанин воспринимает три главных аспекта наружного освещения: первое – насколько безопасно он может пройти по улице в темное время суток. Второй – хорошо ли подсвечены достопримечательности и виден ли город в комплексе. Третий – свет должен быть комфортным в разных частях города, способствовать социализации людей. 

Однако опыт  Финляндии или Германии не всегда можно переложить на Россию, поскольку  у нас разное понимание безопасности и другие факторы, – отметила в своей лекции «Оценка влияния городского освещения на уровень качества жизни горожан» Наталья Быстрянцева, канд. архитектуры и ведущий российский эксперт в области урбанистики и светового дизайна.  По мнению эксперта, российский путь – стремится к комплексной цифровизации городской световой среды, что позволит задать четкий вектор развития и понятные для всех ориентиры как в области энергоэффективности, так и в области благополучия человека. 

Отметим, что в 2018–2030 гг., с перспективой до 2050 г., Северную столицу предполагается развивать как центр cветовой культуры России, согласно «Комплексной программе развития Санкт-Петербурга». Благодаря сотрудничеству Университета ИТМО с Администрацией города в 2017 году был разработан инновационный исследовательский проект – платформа по комплексному автоматизированному планированию развития освещения в городе, которая охватывает 18 районов Петербурга. В конце прошлого года Наталья Быстрянцева совместно с Председателем Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.С.Бондарчуком впервые представили платформу международному профессиональному сообществу на конвенции светодизайнеров PLDC в Сингапуре. Платформа является, своего рода, первым шагом на пути к созданию умной световой среды города, ориентированной на человека, пользователя среды, и современные вызовы времени. 

 

Смарт- решения для жилых кварталов и городских пространств

Как отметил заместитель председателя Комитета по градостроительству – главный художник Алексей Моор на панельной дискуссии «Смарт-решения для жилых кварталов», в условиях ужесточения требований законодательства, защищающего историческую среду, именно световые смарт-решения могут обеспечить возможность проникновения в нее современного искусства. Это могут быть, например, проекции на фасады и брандмауэры. Для новых кварталов применение новых технологий светового дизайна поможет создать дополнительные идентификационные и навигационные, но при этом высокохудожественные ориентиры. 

Директор СПб ГБУ «Ленсвет» Сергей Мителев в качестве перспективного решения для smart освещения привел  в пример применение многофункциональных опор с различными типами модулей. К преимуществам «умной опоры» можно отнести установку оборудования внутрь единого дизайнерского корпуса, управление и контроль всех устройств (системы видеонаблюдения, видео распознавания, оповещения, мониторинга состояния окружающей среды, вызова экстренных служб и др.) в режиме «одного окна». Практическое применение данной разновидности опор возможно как в парках, так и на транспортных узлах, автодорогах, парковочных местах.

Своим опытом в области современных и индивидуальных решений в сфере освещения на дискуссии также поделились Юрий Карпенко (компания «САРОС») и Олег Круглов (компания Vitrulux). В частности, компанией Vitrulux была выполнена архитектурно-художественная подсветка Яхтенного моста, для освещения которого использовали почти 670 светильников и прожекторов.  Они освещают переправу, пролеты и опоры снаружи и внутри. 

О новом уровне кастомизации в фасадном освещении в ходе реализации «Лахта Центра» рассказала на индивидуальной лекции руководитель отдела светодизайна компании IntiLED, известный российский светодизайнер, член жюри конкурсной программы международного фестиваля «Ночь света в Гатчине» Ульяна Виноградова.

 

Цифровизация искусства: быть или не быть?

Не менее насыщенной была и «музейная» сессия, посвященная интерактивным средам в культуре и науке. Панельная дискуссия «Сохранение идентичности музеев при трансформации экспозиций в цифровую эпоху. Инновационные методы vs традиции» собрала участников из России, Индии, Нидерландов. Представители музеев и арт-индустрии обсуждали, как на пути к диджитализации музею сохранить свою идентичность, привлечь новых посетителей, не отпугнув старых и из всех форм мультимедийного многообразия выбрать именно свои. Гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о реализации уникальных мультимедийных проектов и городских праздников на основе музейного комплекса. Отдельное внимание было уделено проекту музея-спектакля «Дом игральных карт», после запуска которого посещаемость экспозиции выросла в десятки раз. Сотрудники Государственного Эрмитажа в своих выступлениях затронули вопросы света в музее и современных технологий. 

Ярким событием стал совместный воркшоп основателя студии светодизайна YARKO-YARKO Ксении Ланикиной и компании aledo, где рассказали   о влиянии света на образ и восприятие экспоната, а также разрешили поэкспериментировать со световым оборудованием и репродукциями Джексона Поллока.

Второй день конференции, 2 ноября, прошел в культурном пространстве АРХКЛУБ на территории Севкабель Порта под девизом «Профессиональная трансформация». В программе дня были круглый стол с участием ведущих дизайнеров, культурологов и представителей прогрессивных дизайн-школ, презентация инновационного международного проекта LIGHT4HEALTH, реализуемого Университетом ИТМО совместно с пятью вузами-партнерами. В завершение конференции состоялось крупное профессиональное мероприятие Light Slam с участием руководителей и основателей десятка проектных фирм и светодизайн-студий. Заключительным аккордом стал вечерний прием в честь закрытия конференции со светодинамическим сопровождением.

О мероприятии

Конференция «Световой дизайн» проходит с 2014 года. Является открытой международной дискуссионной платформой для представителей науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий. Ежегодно она собирает более 500 человек из 10 стран и 9 регионов Российской Федерации. Двухдневная конференция включает лекции, презентации, панельные дискуссии и открытые образовательные мероприятия, направленные на развитие Петербурга как центра световой культуры России.

 

Об организаторах

Университет ИТМО — национальный исследовательский университет, ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий, лидер Проекта 5-100. Приоритетные направления: IT, фотоника, робототехника, квантовые коммуникации, трансляционная медицина, урбанистика, Art&Science, Science Communication. В 2019 г. Университет ИТМО в очередной раз вошел в ТОП-100 лучших IT-вузов мира по версии предметного рейтинга Times Higher Education. В предметном рейтинге QS за 2019 г. Университет ИТМО стал единственным российским вузом, упомянутым в области искусство и дизайн ("Art & Design", ТОП-200 лучших вузов мира).

Государственный Эрмитаж — один из крупнейших энциклопедических музеев мира, собрание которого насчитывает свыше трех миллионов памятников культуры и искусства народов мира с глубокой древности до наших дней: картины, графические листы, скульптуры, богатейшее собрание произведений прикладного искусства, свыше миллиона монет и медалей, археологические материалы. Эти памятники культуры и искусства представлены в более чем в 500 залах, общей площадью 84 000 кв.м.

АРХКЛУБ — общественно-профессиональный проект, созданный для взаимодействия ведущих архитекторов и дизайнеров как между собой, так и с лидирующими представителями индустрии архитектуры, дизайна и строительства. Главными участниками АРХКЛУБа являются порядка 250 постоянных участников проекта АРХПАРОХОД — звезд архитектуры и дизайна, девелоперов, бизнесменов, экспертов и представителей СМИ. Руководитель АРХКЛУБа в Петербурге — архитектор Ингмар Витвицкий.

Генеральный партнер Конференции – Vitrulux

Партнеры конференции

aledo, генеральный партнер вечернего приема в честь закрытия конференции

IntiLED

Сарос

СПб ГБУ «Ленсвет»

Kingdom of  the Netherlands

 

Вернуться к ленте новостей

Смотрите также

Третья школа международного проекта L4H: старт 19 марта

В рамках грантовой программы Erasmus+ Strategic Partnership пройдет третья летняя школа международного проекта LIGHT4HEALTH

Light4Health – 2020: итоги второй летней школы

В рамках грантовой программы Erasmus+ Strategic Partnership завершилась вторая летняя школа международного проекта LIGHT4HEALTH

Вторая летняя школа международного проекта LIGHT4HEALTH

В рамках грантовой программы Erasmus+ Strategic Partnership пройдет вторая летняя школа международного проекта LIGHT4HEALTH

Спустя 13 лет

К выпуску готовится новое четвертое издание «Справочной книги по светотехнике» под общим руководством Ю. Б. Айзенберга, доктора технических наук, профессора, академика АЭН

Первое место во всероссийском конкурсе

Студенты Александра Лежнина и Дарья Вахрова стали победителями одной из номинаций самого крупного профессионального конкурса страны «Российский светодизайн»